Волосское.
Экономическое чудо
на берегу Днепра
Проект «Весело», первый сезон, эпизод 6

От мрака и забвения – к велопрокату и обсерватории

Все села, которые в этом сезоне прошли через горнило проекта «Весело», уникальны. У каждого своя история, в каждом есть невероятные люди, благодаря которым село не бледнеет на фоне истории, готовясь к полному забвению, а живет нормальной полноценной жизнью. И вот на тебе – на последнем этапе первого сезона нам попадается село, которое живет вообще какой-то ненормальной жизнью. О нет, мы бы хотели, чтобы это стало нормой для наших сел – но пока согласитесь, что село, в котором строят свою обсерваторию, открыли пункты прокатов велосипедов, коворкинг, бесплатный спортзал и проложили свои туристические маршруты – это как-то не очень нормально?

Маршрут
Волосское находится совсем рядом с Днепром. В смысле с городом, а с рекой и того ближе. Стоит прямо на берегу и панорамы тут великолепные. Но чтобы ими полюбоваться, придется нам из Киева проехать как минимум 463 км. Максимум – 507. Разница в расстоянии, как видите, небольшая, да и по времени разброс будет минимальным. Основные маршруты – это Киев-Лубны-Решетиловка и дальше на Днепр через P52 – самый длинный и похоже, самый быстрый. Второй вариант – через Золотоношу и Кременчуг – 466 км, но по времени будет чуть дольше.
Тут сложно рекомендовать однозначно, какой маршрут выбрать – везде будут свои сложности. В первом случае от Решетиловки почти до Днепра вам придется ехать просто по стройке. Когда здесь закончат строить бетонный автобан – будет круто, но пока – комфорта мало.
Во втором случае всю дорогу придется ехать по дороге не самого лучшего качества, с ямами и колеей. Возможно, есть смысл повторить наш опыт и выбрать средний вариант: сначала все-таки по М03 (с вечно закрытыми на ремонт участками, но все же комфортной), но свернуть на Кременчуг не доезжая до Решетиловки, за Покровской Багачкой. Тут дорога тоже не очень, а местами прямо совсем не очень, но сейчас это скорее всего оптимальный выбор – если у вашего автомобиля достаточно большие колеса.

Автомобиль проекта
Chery Tiggo 8
Как мы и рассчитывали, нашим партером в этом проекте снова стал Chery Tiggo 8.
О да, мы всегда за что-то новое и неизведанное, но во-первых, за один этап Tiggo 8 не стал прямо совсем изведанным, а во-вторых – да что скрывать, нам понравилось и от добра добра не ищут. Большой вместительный автомобиль, с отличной подвеской, приемлемым расходом и нужной нам проходимостью. Наш автомобиль оснащен полуторалитровым турбированным двигателем объемом 1,5 л мощностью 147 л.с. и «роботом» с двойным сцеплением. Мощности двигателя вполне хватает во всех штатных ситуациях, разве что старт с места или разгон с минимальных скоростей хотелось бы чуть поживее – это чувствуется при езде вот по таким ремонтным участкам, где приходится часто обгонять «караваны» и режим движения очень рваный. Тем, кому 147 л.с. покажется маловато, советуем присмотреться к версии с двухлитровым 170-сильным двигателем – тем более, в паре с ним предлагается такая интересная опция, как гарантия на 1 млн км пробега или 10 лет эксплуатации – что наступит раньше. Это уникальная гарантия на двигатель, а на машину в целом с любым мотором предоставляется гарантия 150 тыс км пробега или 5 лет – хороший ответ хейтерам, продолжающим настаивать, что Chery – это не надежно.

В ожидании галушек
По Харьковской трассе есть несколько вполне приличных придорожных кафе, где можно хорошо перекусить в дорое, хотя цены в большинстве из них нам показались немного завышенными. Они вроде бы соответствуют уровню заведения, но тем, кто предпочитает подешевле и попроще, придется больше времени потратить на выбор – он не так широк. Мы по этому поводу сильно не переживали, потому что у нас сразу был намечен обед в настоящем казацком хуторе Галушковка – уже почти под Днепром. Но перед тем советуем заехать в Китайгород – село сразу за Царичанкой.
Пойдем налево?
Направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – мертвый будешь, налево пойдешь – женатый будешь.
Село известно с 1667 года, но своим названием обязано временам куда более древним – по легенде, здесь стояла деревянная крепость еще во времена монгольского нашествия, где и скрывались жители окрестных сел при опасности набега монголов. Красное полотнище, «китайку», развивавшееся над укреплением, в таком случае снимали, отсюда и название. Сегодня это просто обычное небольшое село, но рядом с ним находится гора Калитва. Она и сама по себе уникальна, образовалась в результате таяния ледника, высота – 81 м над уровнем местности и 145 м над уровнем моря. Но самое главное – это самая настоящая гора из сказки. Именно она упоминается в рассказе о том, как некий богатырь во время путешествия по Дикому Полю на развилке путей обнаружил камень… Ну дальше вы знаете, правда? Направо пойдешь – коня потеряешь, прямо пойдешь – мертвый будешь, налево пойдешь – женатый будешь. Мы почему-то всегда думали, что сходить налево значит что-то другое. Был ли камень или нет – неизвестно, но легенда красивая, как и вид с Калитвы – так что подняться на нее стоит. Только учтите – навигатор приводит к тропинке для пешего подъема, а чуть раньше есть ответвление дороги, по которому можно подняться прямо к флагу на вершине на автомобиле. Но подъем очень крутой и ухабистый, Chery Tiggo 8 справился, но если клиренс меньше 200 мм – не рискуйте. Ищите третий путь, объездной – он тоже есть, ну ли поднимайтесь ножками.

Все настоящее
Казацкий хутор Галушковка – типичный зимовник, которых тут, в этих местах, видимо-невидимо. Это места, куда казаки возвращались зимовать, хутора, где жили хозяйственные семейные казаки. Сегодня хутор Галушковка находится на территории села Гречаное, но что подкупает – это все не декорации, а самый настоящий казацкий хутор, тут сегодня три сохранившихся усадьбы второй половины XIX века – в одной расположился этнографический музей, во второй – мастерская, и третья – это гостевой дом, где можно даже остановиться на ночлег.
Есть, понятное дело, шинок и всяческие развлечения вроде катания на лошадях и стрельбы из лука, ну это по желанию, а музей – рекомендуем, особенно уникальную экспозицию Музей креста. Идея такого музея возникла в 2013 году у историка Виктора Векленко, ну а хозяин хутора, Владимир Выборный, предложил разместить экспозицию именно здесь.
Правда, всю ее вы не увидите – сегодня в Музее креста больше двух тысяч экспонатов, самым древним из которых – под тысячу лет! Так что все они в галушковской усадьбе просто не помещаются.

Похоже на правду
Зарядившись казацким духом, въезжаем в село Волосское – наш главный объект исследования в шестом эпизоде проекта. Честно говоря, на этапе подготовки к этой поездке мы были уверены, что слухи о Волосском явно преувеличены – как-то все это было слишком похоже на сказку про гору Калитву. И знаете, что нас мгновенно перенастроило на менее скептичный манер? Мусорные баки.
По всему селу стоят баки для раздельного сбора мусора, и судя по их состоянию и окружающей территории – их явно не поставили к нашему приезду, и они отнюдь не декоративные.
То есть в мегаполисах – не работает, в райцентрах – и не пробовали, а в Волосском – получается! Как так? Возможно, и все остальное правда?
Село Волосское стоит на правом берегу Днепра в месте впадения в него речки Мокрая Сура. Основано в 1769 году как гражданское поселение Запорожья. В 1770 году в ходе военных действий русско-турецкой войны под Очаковом казаки то ли отбили у турок, то ли взяли в плен большую группу волохов: «Волохи запорозькою партією у границях Оттоманської імперії минулого 1770 року полонені з-під Очакова при тому ж містечку багаточисельно поселені там, де річка Сура впадає у Дніпро». Кто такие эти волохи – к сожалению, в рамках не что этой статьи, но и научной монографии вряд ли получится описать, очень запутанная история, но отметим два нюанса: отождествлять волохов и румын или молдован – не правильно, это не одно и то же. И второе – волошский (волосский), он же грецкий орех – родом из Индии, и сначала попадал к нам через Грецию. Но когда Мехмед II взял Константинополь в 1453 году, торговые связи с Византией были прерваны, и нам пришлось менять поставщиков – мы перешли на закупку орехов в Валахии, это юг современной Румынии, отсюда и второе название ореха.
Все необычно
Наверное, у любого, кто впервые попадает в Волосское, обязательно хоть где-то по краешку сознания, но промелькнет мысль – а может, ну его все, взять бы, да и остаться? Село прямо на берегу Днепра, красиво здесь невероятно, как-то все так спокойно, умиротворенно и местами даже величественно.
Мысль, наверное, не такая уж странная – сегодня. А вот несколько лет назад это было бы действительно нелепой идеей. В селе не было дорог, освещения, не было воды, нормальной школы, да не было ничего – село просто готовилось к исчезновению, несмотря на все эти великолепные виды. Что же случилось? Вы не поверите, но случилась децентрализация. После образования ОТГ в селе появилась новая команда, которая поставила своей целью возрождение села. Ее руководитель и идейный вдохновитель – Андрей Пинчук, который сумел вокруг себя собрать таких же горящих и увлеченных людей. Интересно, что Андрей – священник, и сейчас, являясь старостой Волосского старостата Новоалександровской ОТГ, по воскресеньям также проводит службы – необычное сочетание. Впрочем, тут много всего необычного.

Без воды нет жизни
Сам Андрей при встрече улыбается, говорит – да вы даже не сможете оценить, как все изменилось, село-то обычное, вы бы видели, что было раньше. Возможно, но кое-что мы знаем. Например, вода. Волосское стоит на Украинском кристаллическом массиве, тут просто нет ключей и источников, так что воду поставляют из Днепра – в смысле, из города. Система водоканала была еще советской, постоянно выходила из строя, давления не хватало и жители просто сидели без воды. Пришлось менять полностью все трубы, причем, как рассказывает Юрий Манько, директор коммунального предприятия «Волоські мережі», не было даже план-схемы системы подачи воды, все приходилось восстанавливать, рисовать с нуля – где какие трубы, колодцы, счетчики. Сейчас здесь – полностью новая система и уникальная насосная станция, которую заказывали за рубежом специально под нужды села. Три насоса, которые работают в зависимости от нагрузки, дополнительная станция очистки воды, дистанционное управление со смартфона. Но даже не это главное.
Параллельно с реконструкцией сети водоснабжения в селе начали войну с незаконными врезками – а они были чуть ли не в каждом втором доме. Представляете, какая началась заваруха? Но – разум победил, сегодня тех, кто возмущен переменами в водоснабжении, уже почти нет – люди поняли, что если платить и не воровать, но при этом вода есть всегда и под хорошим давлением, это однозначно лучше. То же было и с фактически принуждением к сортировке мусора – раньше вообще мало кто платил за вывоз мусора, теперь если не платишь – сиди в мусорной куче. Все по справедливости. Или, еще один пример - запрет сжигать листья. Решено: листья вывозить, в селе не сжигать. Думаете, прямо все так и послушались? Но как-то в итоге смирились, и теперь это уже норма жизни.
В общем, все было не просто, но теперь – дороги есть, вода есть, заканчивается строительство нового корпуса школы – о, это вообще отдельная история.

Школа мечты
В такой школе просто хочется учиться: светло, красиво, современно, действительно есть отдельный кабинет, подготовленный под обсерваторию.
Единственное, что смущает – вид из окон. С такими панорамами за окном, наверно, сложно сосредоточиться на учебе. И да – дети входят в школу по пропускам, которые одновременно являются и «кредитками» для расчета в школьной столовой. Когда ребенок входит или выходит – родители получают смски.
Думаете, такой контроль тоже сразу всем пришелся по душе? Нет, оценили не все и не сразу, но оценили. Зато помимо прочего теперь директор всегда знает, сколько детей сегодня в школе, сколько надо будет продуктов в столовой – теперь не закупая лишнего, удалось значительно повысить качество питания. В здании старостата появился спортивный зал – открытый для всех совершенно бесплатно. На втором этаже – библиотека, но здесь есть и удобные кресла-мешки, открытый Wi-Fi, можно взять настольные игры, планшеты – в общем, настоящий коворкинг.

И для души
Ну а параллельно с решением насущных жизненных потребностей в Волосском открылся и «второй фронт». Людмила Шутяк, которая и стала для нас настоящим гидом по Волосскому, тут один из главных «моторчиков». Людмила, кстати, и есть настоящий гид – она отрекомендовалась как краевед-аматор и менеджер по туризму в селе Волосское.
Она – одна из тех, благодаря кому в селе появились проработанные веломаршруты, велопрокат, таблички-указатели, QR-коды, а личная гордость Людмилы – этноусадьба, собственный краеведческий музей.
Людмила же познакомила нас и с Надей Нарушевич – милой девушкой, которая по собственному невесть откуда взявшемуся желанию освоила старинные методы пряжи из овечьей шерсти и сегодня проводит в Веселом мастер-классы по народному ремеслу. А уезжали мы из Волосского под веселые песни хора «Ромашка» - некоторым его участницам уже за 80, а поют задорно – хоть в пляс.

Момент истины
Удивительное село – такого набора убедительных аргументов в нашем проекте мы еще не встречали. На наш взгляд, Волосское – очень достойный кандидат на то, чтобы возглавить в 2020 году рейтинг самых оптимистичных и удивительных сел Украины, но решать в итоге придется вам – этап голосования уже близок.
Мы же пока прощаемся с Волосским, на прощание совершив только обязательное паломничество к двум главным достопримечательностям, между которыми – ровно 230 лет. Памятник ореху в селе появился в 2017-м, а екатерининская миля – в 1787-м. Признаемся, вторая, несмотря на исторический контекст, нас впечатлила чуть больше – может быть, просто из-за возраста, а может из-за неоднозначности художественной ценности ореха. В любом случае, рекомендуем посетить оба – иначе поездка в Волосское будет незавершенной.

Поехали с нами?
Если бы нам пришлось голосовать не только за села, но и за автомобили проекта – выбор был бы не менее сложным, но Chery Tiggo 8 точно был бы одним из фаворитов. Да, во многом это зависит от эффекта неожиданности – когда ты отправляешься в путешествие на автомобиле премиум-класса, и твои ожидания оправдываются, это одно. А когда выезжаешь на авто за $22000, а в итоге получаешь впечатления премиум-класса – это уже другие впечатления.
Мы честно старались быть максимально объективными, и из недостатков можем отметить высоковатый для современных стандартов расход топлива – он заявлен на уровне 7,6 л на 100 км, но у нас получился ближе к 9,5. Терпимо, но как-то не современно.
Плюс абсолютно легковое поведение на бездорожье: в вашем арсенале будет только большой клиренс, но это все. Из плюсов, о которых мы еще не говорили (то есть помимо приятной управляемости, хорошей работы подвески и «робота», большого багажника, отличного оформления салона) хотелось бы отметить полноценную «семиместность», причем сидения второго ряда двигаются вперед-назад, наклон спинок регулируется, и на третьем ряду тоже можно отрегулировать наклон спинок – так что если все это хорошо подогнать под нужды экипажа, можно инспектировать украинские села даже всемером. Присоединяйтесь!
Made on
Tilda